Износ дорожного покрытия, как известно, пропорционален суммарному «прессово-скоростному» воздействию на него проезжающих по дороге автомобилей. Поэтому логично взимать плату за ремонт дорожного полотна с владельцев автотранспорта в зависимости от его веса. Пока дороги принадлежат государству (сейчас они в России практически 100%-но в его владении), оплата ремонта дорог производится из средств госбюджета. Что из этого получается, видно невооруженным глазом - ямки да ухабы множатся день ото дня, а до устранения их разбивается не одна машина (хорошо еще, если без жертв). Выход из этого плачевного состояния давно найден в развитых странах мира: шоссе передаются в частную собственность или в концессию компаниям, которые отвечают за качество построенных или модернизированных ими дорог, а за комфортный проезд взимают плату.
В России платный проезд по отдельным участкам «улучшенных» дорог появился почти 20 лет назад, но до сегодняшних дней доля общей протяженности четырех платных прогонов в европейской части страны едва ли доходит до единиц процентов. А все потому, что подавляющее большинство наших соотечественников не готовы платить за комфортный проезд, вследствие чего компании, которые могли бы построить качественные автотрассы, не спешат инвестировать в заведомо долго окупаемые проекты. Понятно, что на автодороге М11, соединяющей Москву и Питер, найдется достаточное количество хорошо обеспеченных водителей, способных оплатить проезд своих авто по «безямочной» дороге. И эта десятиполосная трасса строится с 2009 года «Северо-Западной концессионной компанией» (ООО «СЗКК»), учрежденной в 2007 году ПАО «Мостотрест» и французской фирмой VINCI, которая специализируется на финансировании, проектировании, строительстве и управлении крупными инфраструктурными объектами. ООО «СЗКК» уже сдала в эксплуатацию несколько участков дороги М-11, которая отдается частным автодорожникам в концессию на 31 год (до 2040-го года), после чего возвращается государству. Завершение строительства запланировано к началу 2019 года.
То сеть практически за 20 лет все вложения должны окупиться с прибылью. Но тарифы-то за проезд не поднимешь выше среднеевропейских (ведь они хорошо известны автовладельцам обеих российских столиц), и потому экономисты «СЗКК» стремятся минимизировать затраты на обслуживание дороги, в том числе и в части повышения скорости оценки проезда и приема платежей.
До недавнего времени эти процессы выполнялись кассирами-операторами «на глазок» - по количеству колесных осей и габаритам авто. Но и для оценки, и для оплаты автомобили должны были на совсем небольшой промежуток времени остановиться, из-за чего «тормозился» поток машин. А, что еще важнее, требовалось оплачивать довольно большой штат кассиров-операторов, на который, по расчетам, поведенным в США, затрачивается более 30% выручки компании-концессионера. В наших же условиях потери могут составлять до 50%, «благодаря» тому, что российские кассиры склонны присваивать часть платежей. Поэтому «СЗКК» оборудует пункты оплаты системой автоматической классификации транспортных средств (АКТС), разработанной в Институте проблем передачи информации РАН на основе видеокамер, которая обеспечивает точность определения габаритов и количества колесных осей (и, соответственно, грузоподъемность автомобиля) до 99,7%. И такая автоматизация позволяет снизить тарифы за проезд, «соблюдая» при этом достаточную прибыльность компании-концессионера.
Комментарии
Отправить комментарий