Изредка, но все же появляются изобретения, которые были подсказаны инженерам с креативным мышлением литературными и кинематографическими произведениями фантастического жанра. Еще реже этот путь изобретения инновационных технологий продолжается в одном направлении. Однако, тем не менее, так бывает. И ярким примером такого неординарного развития служит последняя (по времени) технология получения трехмерных изображений в открытом пространстве (по сути, «воздушного 3D-дисплея»).
Предшественница этой технологии – голография (в ее широко известном сегодня практически всем представлении) была изобретена советским ученым Юрием Денисюком в 1962 году, который, по его словам, был вдохновлен прототипом из научно-фантастической повести «Звездные корабли» Ивана Ефремова. (Первую голограмму создал венгерский ученый Денеш Габор в ходе исследований по повышению разрешающей способности электронного микроскопа в 1947 году).
При всей красоте наблюдения голографической трехмерной картинки, она способна создавать изображение только между проектором и зрителем, а стоит увеличить угол обзора – изображение «улетучивается». И, соответственно, обратную сторону голографической картинки увидеть невозможно. Так что же это за «трехмерность»?
Это неудобство недавно устранено видеотехнологией, которую можно назвать «трехмерным воздушным дисплеем». Цель изобретения была подсказана ученому Даниэлю Смолли, работающему в Университете Бригама Янга (Brigham Young University, США), в популярном научно-фантастическом боевике 2008 года «Железный человек» («Iron Man»). И он со своей командой сумел воплотить в жизнь фантастическую идею с помощью «оптической ловушки». Объяснение этой технологии «на пальцах» в исполнении Смолли, не очень понятно, но, что имеем, то имеем: выполняется «захват» пылинки в воздухе так называемым «буксировочным лучом», который перемещает ее с высокой скоростью вблизи точки изображения. Когда частичка попадает в нужную точку, она освещается красным, зеленым или синим лазером, создавая «пиксель изображения». То есть картинка как бы «печатается в воздухе» с помощью оптической 3D-печати.
В отличие от голограммы это изображение доступно для обозрения со всех сторон. Правда, на сегодняшний день эта технология способна создавать очень маленькие изображения площадью в несколько квадратных миллиметров. Для получения изображений крупных объектов необходимы большие интервалы времени, и увидеть такие изображения можно лишь через камеру с большой выдержкой. Но, по утверждению изобретателей, эту проблему можно легко решить, увеличив количество частиц, создающих изображение, или же постоянно добавлять в окружающее пространство новые «пылинки», если какие-то из ныне действующих «ускользнут из поля зрения».
Комментарии
Отправить комментарий