Когда на заводах стали массово внедрять станки-автоматы с ЧПУ (числовым программным управлением), высококвалифицированные фрезеровщики, токари, штамповщики оказались не у дел, зато потребовались программисты и операторы, запускающие станки и наблюдающие за их работой. То есть объективно «рабочая сила» стала более образованной.
Когда же на смену станкам-автоматам пришли промышленные роботы, из которых комплектуются роботизированные технологические линии, участки и даже цеха, стало понятно, что среднетехнического профессионального образования для управления и обслуживания здесь явно недостаточно. И рабочей силой в цехах стали инженеры-операторы и инженеры-наладчики.
Сегодня, по данным Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics – IFR), один промышленный робот заменяет шестерых рабочих (в среднем по всем видам производства). Куда же делись миллионы слесарей-сборщиков, упаковщиков, грузчиков, сварщиков, радиомонтажников и рабочие других некогда массовых профессий? – Эти люди либо перешли в сферу услуг (сервисные центры, ремонтные мастерские и т. п.), либо получили инженерно-технологическое образование и стали «руководителями» коллективов роботов. Однако роботизация продолжает набирать обороты, вследствие чего, по расчетам аналитиков Всемирного экономического форума, к 2020 году около 7 млн человек будут вынуждены покинуть свои рабочие места. А к 2030 году, по данным компании McKinsey & Co., которая провела в 46-ти странах исследование влияния роботизации на рынок труда (эксперты компании «промониторили» 800 профессий!), потеряют работу примерно 0,8 млрд человек (более 20% мирового контингента работников).
Пока в течение полувека в промышленности постепенно нарастали процессы роботизации, в различных видах управленческой деятельности, в финансовых и торговых организациях, в сфере интеллектуальных услуг (предоставление информации, консалтинг, юриспруденция) – во всех сегментах умственного труда автоматизировались лишь те работы, которые удавалось перенести в программное обеспечение компьютеров. Это ПО способно быстро и эффективно обрабатывать вводимую в компьютеры информацию, помогая специалистам ответами на их вопросы, а кое-где и анализом различных вариантов решений, что, безусловно, играет огромную роль в бизнесе. Однако все автоматизированные системы управления (АСУ – ERP, CRM и т. п.) по существу являются своеобразными «станками с ЧПУ», способными лишь на те «умственные действия», которые заложены в их ПО. Их использование не уменьшает численности персонала, который, правда, должен приложить некоторые усилия для получения навыков работы с программными продуктами.
Но вот в сфере умственного труда начали появляться системы искусственного интеллекта (ИИ), основное отличие которых от АСУ в том, что ИИ не программируется, а обучается. Благодаря этой «человеческой способности», робот с ИИ может работать автономно, превосходя профессионала-человека по многим показателям: ИИ не болеет, не устает, не ошибается, не забывает (хотя память его практически безгранична), он быстрее человека отыскивает в своем электронном «мозге» нужную информацию, быстрее формирует свое мнение, быстрее отвечает на вопросы, быстрее находит варианты возможных решений и предлагает их. Поэтому, по мнению экспертов Boston Consulting Group, в ближайшие 5 лет в американских банках сократят около трети рабочих мест кассиров, операторов, офисных работников и другого персонала, в той или иной мере связанного с обработкой данных. А всего в США до 2026 года под натиском ИИ лишатся работы почти 1,4 млн «белых воротничков».
Комментарии
Отправить комментарий